Правила присвоения ученых званий

Внесены изменения и дополнения в соответствии с приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 15 июня 2015 года № 380

 

Приложение 1
к приказу Министра образования 
и науки Республики Казахстан
от « 31 » марта 2011 года № 128

 

Правила присвоения ученых званий 
(ассоциированный профессор (доцент), профессор)

 

     1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с подпунктом 15) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года «О науке» и определяют порядок присвоения ученых званий (ассоциированный профессор (доцент), профессор).
     2. Ученые звания ассоциированного профессора (доцента) и профессора присваиваются уполномоченным органом в сфере образования и науки работникам научных организаций, высших учебных заведений (далее - вузы) на основе представления их кандидатур Учеными советами указанных организаций (далее - Ученые советы).
     3. Уполномоченным органом является Комитет по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - Комитет).
     4. Ученое звание ассоциированного профессора (доцента) присваивается лицам, имеющим ученую степень (кандидата наук, доктора наук, доктора философии (PhD), доктора по профилю) или академическую степень доктора философии (PhD), доктора по профилю и работающим в организации, представляющей ходатайство о присвоении ученого звания на полной ставке, при наличии:
        1) непрерывного стажа научной и (или) научно-педагогической деятельности не менее 3 лет после защиты диссертации, из них 2 года замещающим должности не ниже доцента (ассоциированного профессора) вуза или старшего научного сотрудника в научной организации, должности руководителей подразделений, заместителей руководителя, руководителя вуза или научной организации.
        Для претендентов, имеющих академическую степень доктора философии (PhD), доктора по профилю, стаж в должности не ниже ассоциированного профессора (доцента) вуза или старшего научного сотрудника в научной организации не требуется;
        2) не менее 14 научных статей (не тезисы) по запрашиваемой специальности, опубликованных после защиты диссертации, в том числе 10 научных статей в изданиях, рекомендуемых уполномоченным органом и 2 научные статьи в международных рецензируемых научных журналах;
        К международным рецензируемым научным журналам, указанным в подпункте 2) пункта 4 к настоящим Правилам, относятся журналы, имеющие ненулевой импакт-фактор в информационной базе компании Томсон Рейтер (Web of Science, Thomson Reuters). Для лиц, претендующих на ученые звания в области социальных и гуманитарных наук, учитываются также журналы, входящие в базу Scopus или Jstore.
     Статьи в международных рецензируемых научных журналах учитываются при выполнении следующих условий:
     1) статьи опубликованы в текущих номерах (не материалы конференций), вышедших в период наличия импакт-фактора в информационной базе компании Томсон Рейтер (Web of Science, Thomson Reuters) или проиндексированных в базе Scopus или Jstore (в области социальных и гуманитарных наук) на момент публикации;
     2) статьи соответствуют тематической направленности журнала заявленной в информационной базе компании Томсон Рейтер (Web of Science, Thomson Reuters) или базы Скопус или Jstore (в области социальных и гуманитарных наук).
     В случае наличия научных статей, превышающих требуемое количество в международных рецензируемых научных журналах, они учитываются как статьи в изданиях, рекомендованных уполномоченным органом.
     Патенты, включенные в базу данных компании Томсон Рейтер (Web of Science, Thomson Reuters), учитываются как научные статьи в международных рецензируемых научных журналах;
     3) монографии, рекомендованной Ученым советом (издана за последние 5 лет, соискателю принадлежит не менее 6 печатных листов), либо рекомендованного Ученым советом или Республиканским учебно-методическим советом индивидуально написанного учебного (учебно-методического) пособия (издано за последние 5 лет, объемом не менее 6 печатных листов, используется в учебном процессе не менее 1 учебного года), либо лица, защитившего диссертацию под его руководством и имеющего ученую степень.
     В случае наличия 3-х научных статей дополнительно к указанным в подпункте 2) пункта 4 настоящих Правил, которые опубликованы в международных рецензируемых научных журналах, имеющих по данным информационной базы компании Томсон Рейтер (Web of Science, Thomson Reuters) импакт-фактор выше 1,0 на момент публикации в соответствующей области, выполнения требований подпункта 3) пункта 4 настоящих Правил не требуется.
     5. Ученое звание профессора присваивается лицам, имеющим ученую степень (кандидата наук, доктора наук, доктора философии (PhD), доктора по профилю) или академическую степень доктора философии (PhD), доктора по профилю и ученое звание ассоциированного профессора (доцента) или старшего научного сотрудника, и работающим в организации, представляющей ходатайство о присвоении ученого звания на полной ставке, при наличии:
        1) непрерывного стажа научной и (или) научно-педагогической деятельности не менее 5 лет после получения ученого звания ассоциированного профессора (доцента), из них 2 года замещающим должности не ниже профессора вуза или соответствующие должности в научной организации, должности руководителей подразделений, заместителей руководителя, руководителя вуза или научной организации;
        2) 28 научных статей (не тезисы) по специальности, опубликованных после получения ученого звания ассоциированного профессора (доцента), в том числе 20 научных статей в изданиях, рекомендуемых уполномоченным органом и 3 научные статьи в международных рецензируемых научных журналах, удовлетворяющих требованиям подпункта 2) пункта 4 к настоящим Правилам;
        3) монографии, рекомендованной Ученым советом и опубликованной после получения ученого звания ассоциированного профессора (доцента), (авторство составляет не менее 6 печатных листов), либо рекомендованного Ученым советом/Республиканским учебно-методическим советом индивидуально написанного учебника (издано за последние 5 лет, объем не менее 6 печатных листов, используется в образовательном процессе не менее 1 учебного года), либо 3 лиц, защитивших диссертации под его руководством и имеющих ученую степень.
     В случае наличия 5-ти научных статей, дополнительно к указанным в подпункте 2) пункта 5 настоящих Правил, которые опубликованы в международных рецензируемых научных журналах, имеющих по данным информационной базы компании Томсон Рейтер (Web of Science, Thomson Reuters) импакт-фактор выше 1,0 на момент публикации в соответствующей области, выполнения требований подпункта 3) пункта 5 настоящих Правил не требуется.
     5-1. Ученое звание профессора присваивается лицам, имеющим ученую степень кандидата наук, доктора наук, доктора философии (PhD), доктора по профилю и работающим в организации, представляющей ходатайство о присвоении ученого звания на полной ставке, при наличии:
        1) непрерывного стажа научной и/или научно-педагогической деятельности не менее 8 лет после защиты диссертации, в том числе 2 года в должности не ниже ассоциированного профессора (доцента) вуза или старшего научного сотрудника в научной организации, должности руководителей подразделений, заместителей руководителя, руководителя вуза или научной организации;
        2) 42 научные статьи (не тезисы) по запрашиваемой специальности, опубликованные после защиты диссертации, в том числе 30 научных статей в изданиях, рекомендуемых уполномоченным органом и 5 научных статей в международных рецензируемых научных журналах, имеющих по данным информационной базы компании Томсон Рейтер (ISI web of Science, Thomson Reuters) ненулевой импакт-фактор;
        3) не менее 2 монографий, рекомендованных Ученым советом и опубликованных после защиты диссертации (авторство составляет не менее 10 печатных листов), либо рекомендованных Ученым советом/Республиканским учебно-методическим советом индивидуально написанных 2 учебников (изданы за последние 5 лет, общий объем не менее 12 печатных листов, используются в образовательном процессе не менее 1 учебного года), либо 4 лиц, защитивших диссертации под его руководством и имеющих ученую степень.
     В случае наличия 7 научных статей, дополнительно к указанным в подпункте 2) пункта 5-1 настоящих Правил, которые опубликованы в международных рецензируемых научных журналах, имеющих по данным информационной базы компании Томсон Рейтер (Web of Science, Thomson Reuters) импакт-фактор выше 1,0 на момент публикации в соответствующей области, выполнения требований подпункта 3) пункта 5-1 настоящих Правил не требуется.
     6. С учетом особенностей профессиональной деятельности при присвоении ученых званий:
        1) офицерам в качестве учебника или учебного пособия объемом 6 (шесть) печатных листов засчитывается разработанная оперативно-тактическая (тактико-специальная) задача, используемая в образовательном процессе не менее одного учебного года, в качестве научных публикаций в международных научных журналах засчитываются публикации в журналах, рекомендуемых Комитетом;
        2) работникам в области искусства, удостоенным почетных званий Республики Казахстан, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О государственных наградах Республики Казахстан», в качестве научных публикаций засчитываются творческие труды в количестве, указанном в подпункте 2) пункта 4 и подпункте 2) пункта 5; в качестве подготовленных лиц - лауреаты (дипломанты) международных конкурсов, выставок, фестивалей, смотров, премий;
        3) специалистам физической культуры и спорта, имеющим звание «Заслуженный тренер», в качестве подготовленных учеников засчитываются чемпионы Азии, Европы, призеры мира, Азиатских и Олимпийских игр.
     7. Ученый совет вуза или научной организации представляет в Комитет ходатайство о присвоении ученого звания. За 1 месяц до принятия решения о ходатайстве Ученый совет размещает справку по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам и список его публикаций на интернет-ресурсах вуза или научной организации.
        1) сопроводительное письмо - рекомендация на бланке организации, подписанное председателем Ученого совета, с указанием даты отправки материалов;
        2) список трудов и копии соответствующих публикаций;
        3) выписка из протокола заседания Ученого Совета организации, в которой отражается научная и педагогическая деятельность соискателя;
        4) копии дипломов о послевузовском образовании, ученых степеней и званий;
        5) личный листок по учету кадров, заверенный по месту работы.
        6) копия документа, подтверждающая трудовую деятельность согласно Трудового кодекса Республики Казахстан, заверенная по месту работы;
        7) копии официальных документов, подтверждающих подготовку учеников (лиц с ученой степенью), или оригинал монографии или учебника (учебного (учебно-методического) пособия);
        8) сведения о написании фамилии, имени и отчества (при его наличии) гражданина на казахском, русском и английском языках;
     В случае отсутствия какого-либо из документов Комитет возвращает аттестационное дело без рассмотрения с указанием причины возврата в течение 10 календарных дней со дня регистрации аттестационного дела в Комитете. Аттестационное дело направляется вузом или научной организацией повторно в срок не менее 1 месяца со дня возврата. При этом представляется новое ходатайство Ученого совета.
     7-1. Признание ученых званий граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, полученных в государственных органах аттестации других стран, проводится путем присвоения званий ассоциированного профессора (доцента) и профессора с выдачей соответствующих аттестатов Республики Казахстан.
     7-2. Признание ученых званий граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, полученных в государственных органах аттестации других стран проводится с представлением следующих документов:
        1) ходатайство вуза или научной организации, где они работают с указанием наименования и шифра запрашиваемой специальности;
        2) копия удостоверения личности или паспорта;
        3) нотариально заверенная копия аттестата о присвоении ученого звания за рубежом или его нотариально заверенный перевод;
        4) сведения о написании фамилии, имени и отчества (при его наличии) на казахском, русском и английском языках.
     8. Оплата расходов, связанных с оформлением аттестационных дел соискателей ученых званий, направляемых в Комитет, производится за счет организаций, в которых функционируют Ученые советы, подготовившие соответствующие представления в Комитет.
     9. Аттестационные дела по присвоению ученого звания рассматриваются 2 (два) месяца со дня регистрации аттестационного дела в Комитете.
     10. Соответствие аттестационных дел соискателей ученых званий ассоциированного профессора (доцента), профессора настоящим Правилам устанавливается в Экспертном совете (далее – Экспертный совет), который является консультативно-совещательным органом Комитета.
     По результатам рассмотрения аттестационного дела Экспертный совет принимает заключение по форме согласно приложениям 2-3 к настоящим Правилам. На основе заключения Экспертного совета Комитет принимает решение о присвоении/отказе в присвоении ученого звания и издает соответствующий приказ.
     Решение о присвоении ученого звания размещается на интернет-ресурсе Комитета в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
     Решение об отказе в присвоении ученого звания сообщается вузу или научной организации в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения. При этом новая рекомендация о присвоении этого звания представляется Ученым советом не ранее, чем через год.
     При наличии заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования в представленных научных статьях, монографии, учебном (учебно-методическом) пособии, учебнике Комитет принимает отрицательное решение, которое сообщается вузу или научной организации в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения. При этом ходатайство по данному лицу в Комитет повторно не подается.
     11. При вынесении Комитетом решения об отказе в присвоении ученого звания новая рекомендация о присвоении этого звания представляется Ученым советом не ранее, чем через год. Условием для повторного представления ходатайства является наличие у соискателя новых опубликованных научных работ, учебников, учебных пособий.
     12. Ассоциированным профессорам (доцентам) и профессорам и выдаются аттестаты государственного образца.
     13. В течение 2 (двух) месяцев со дня вынесения решения Комитета по вопросам присвоения ученых званий соискатель может подать апелляцию в Комитет. По истечении указанного срока апелляция к рассмотрению Комитетом не принимается.
     14. Для досудебного урегулирования споров по вопросам присвоения ученых званий (ассоциированный профессор (доцент), профессор) Комитет в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня подачи апелляции соискателем, создает апелляционную комиссию (далее - комиссия) в составе 2 (двух) представителей Комитета и 3 (трех) ученых по соответствующей специальности.
     Комиссия рассматривает материалы аттестационного дела и готовит заключение по результатам апелляции в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня ее создания.
     15. В своей деятельности Комиссия руководствуется настоящими Правилами.
     16. Заключение апелляционной комиссии принимается членами комиссии на основе открытого голосования большинством голосов и подписывается всеми членами комиссии.
     17. По результатам заключения апелляционной комиссии Комитет в течение 15 (пятнадцати) календарных дней принимает решение, которое сообщается заявителю. 
     18. Споры, не урегулированные настоящими Правилами, в том числе по вопросам лишения (восстановления) ученых званий, восстановления срока подачи апелляции разрешаются в судебном порядке.

Приложение 1

Приложение 2 

Приложение 3

Наверх