Миссия и стратегия

UNIVERSITY 2025

ROADMAP

 

Введение

В процессе формирования и консолидации нашего видения развития Университета мы проанализировали многочисленные источники, в том числе:

  • The road to academic excellence: The making of world-class research universities by Philip Altbach and Jamil Salmi, World Bank, 2011.
  • Public Research Universities: Understanding the Financial Model by American Academy of Arts & Science, 2016.
  • Стратегии различных университетов.

Выявляя критерии успеха и благоприятные условия стремительного развития исследовательских университетов, мы определили, что данные модели во многом не применимы для условий развивающихся рынков Центрально-Азиатского региона. Копирование особенностей, которые делают мировые университеты в Северной Америке и Европе успешными – это концентрация талантов, богатые ресурсы, качественный менеджмент, является необходимым условием, но не охватывает полного понимания, которое должно лежать в создании и процветании исследовательского университета Казахстана. Процесс создания и поддержания процветающих университетов сталкивается с трудностями, когда экосистема, в которых они работают, не полностью поддерживается третичным образованием. Основные направления экосистемы включают такие составляющие, как лидерство на национальном уровне, нормативно-правовую базу, обеспечение качества образования, механизмы интеграции различных типов третичного образования, финансовые ресурсы, а также цифровую и телекоммуникационную инфраструктуры. Отсутствие хотя бы одного из элементов или же отсутствие взаимодействия между этими направлениями может нанести ущерб способности новых университетов к прогрессу и поступательному развитию.

Мы пришли к выводу, что модель становления и развития исследовательского университета азиатского региона (Pacific Asia) во многом отвечает нашим реалиям. За последние десятилетия азиатский регион достиг невиданных экономических успехов и темпов роста, беспрецедентных в истории. Экономисты отмечают, что в начальный период индустриализации Великобритании потребовалось более 50 лет, а Америке чуть менее 50 лет для увеличения вдвое производства на душу населения, в то время как Китай, Южная Корея добились этого результата примерно за 10 лет. Во многом данный успех объясняется многовекторным развитием прикладных исследований и их коммерциализацией.

На основании вышеизложенного, мы и сформировали наше предложение по Дорожной карте НАО «КазНИТУ имени К.И. Сатпаева» на 2016 - 2025 гг.

 

 

1. Концепция исследовательского университета

  • лучшие обучающиеся;
  • лучший ППС (высокая остепененность, международный опыт, активная научная деятельность);
  • автономность университета;
  • инновационные программы обучения;
  • высокое качество проводимых НИОКР,
  • высокая доля коммерциализации Intellectual Property;
  • бренд как нематериальный актив;
  • международное сотрудничество в сфере образования, исследований и предпринимательства;
  • вход в Топ - 300 лучших университетов (Times Higher Education Ranking);
  • корпоративное управление (Corporate Management);
  • развитие науки по основным кластерам;
  • два направления образования: профессиональное и исследовательское (Two tracks of education: professional and research).

 

2. Миссия, видение и ценности

Mission / Міндеті / Миссия

  • To contribute for the global welfare and to advance the frontiers of knowledge via cutting-edge research & excellence in education.
  • Озық зерттеулер жүргізу мен аса жоғары білім деңгейіне қол жеткізу арқылы жаһандық әлеуметтік әл-ауқаттылықты көтеруге өз үлесін қосу, білім шеңберін кеңейту.
  • Вносить вклад в глобальное благосостояние и расширять границы знаний посредством ведения передовых исследований и превосходства в образовательной деятельности.

 

Vision / Көзқарас / Видение

•        KazNRTU has developed into a prominent international research university that receives recognition from the global academic community and strives to innovate for the sustainable growth.

•        ҚазҰТЗУ дүниежүзілік ғылыми қауымдастықтар мойындаған және тұрақты дамуда әрдайым инновацияларға ұмтылып отыратын ең көрнекті халықаралық зерттеу университетіне айналды.

•        КазНИТУ является значимым международным исследовательским университетом, признанным мировым научным сообществом и стремится к устойчивому развития с помощью инновации.

 

Corevalues / Негізгі құндылықтар / Основные ценности

  • Academic & research excellence;
  • Responsibility;
  • Professionalism;
  • Innovative and creative thinking;
  • Business mindset;
  • Integrity. 

 

  • Академиялық және зерттеу жұмыстарында  үстемділік;
  • Жауапкершілік;
  • Кәсіпқойлық;
  • Инновациялық және креативті сана;
  • Бизнес сана;
  • Тұтастық.

 

  • Превосходство в академической и исследовательской деятельности;
  • Ответственность;
  • Профессионализм;
  • Инновационное и креативное мышление;
  • Бизнес-мышление;
  • Целостность.

 

3. Анализ текущей ситуации

Слабые стороны

  • Отсутствие развитой IT инфраструктуры, моделей бизнес процессов, электронного документооборота, кадрового резерва, корпоративной культуры;
  • Морально и физически устаревшая инфраструктура;
  • Отсутствие финансовой модели ответственности институтов и структурных подразделений;
  • Наследственная низкая репутация бренда в результате низкого качества образования и существовавшей академической коррупции;
  • Низкая позиция университета в общем национальном и международном рейтингах;
  • Слабое сотрудничество в части дуального образования;
  • Усложненные процедуры проведения государственных закупок на всех уровнях администрирования и обеспечения университета;
  • Отсутствие комплексной системы приема, оценки и мотивации ППС, сотрудников и обучающихся;
  • Отсутствие связи «университет – выпускник – работодатель»;
  • Слабая связь «наука - образование»;
  • Низкая доля коммерциализации НИОКР.

 

Угрозы

  • Недостаточная диверсификация портфеля финансовых поступлений;
  • Выход зарубежных вузов на казахстанский рынок и активная политика конкурентов (NU, IIUT, SDU);
  • Нестабильная геополитическая и экономическая обстановка в мире;
  • Снижение финансирования науки в Республике Казахстан;
  • «Утечка мозгов» (Brain drain);
  • Низкий уровень подготовленности обучающихся средних и среднеспециальных организаций образования;
  • Несоответствие учебных программ международным стандартам образования и требованиям работодателей;
  • Увеличение расходов на эксплуатацию и амортизацию зданий и сооружений;
  • Прогнозируемый спад уровня остепененности ввиду превалирующей доли ППС с MSc и высоким средним возрастом остепененного ППС. 

 

4. Автономность университета

Учитывая текущий статус ведущего технического университета страны и тенденцию мирового сообщества, НАО «КазНИТУ имени К.И. Сатпаева» ставит следующие стратегические цели в области обретения автономности на всех уровнях.

1. Академическая автономность:

  • Отбор абитуриентов согласно внутренним стандартам и требованиям с 2018 года;
  • Регулирование общего количества студентов и применения грантовых схем на уровнях бакалавриата, магистратуры и докторантуры с 2018 года;
  • Разработка собственных учебных программ по специальностям с 2017 года;
  • Прекращение набора студентов на нерентабельные и малоэффективные специальности с 2017 года;
  • Выбор в пользу международных специализированных аккредитаций;
  • Собственное право присуждение дипломов и академических степеней с 2018 года;
  • Введение дополнительной категории высшей квалификации - postdoc с 2018 года.

2. Финансовая автономность:

  • Целевое финансирование образования в независимости от контингента студентов с 2018 года;
  • Целевое финансирование науки с 2018 года;
  • Упрощение процедур государственных закупок и таможенного оформления с 2018 года;
  • Возможность сохранения неосвоенных финансовых средств для последующих годов с 2018 года;
  • Создание фонда управления целевым капиталом (Endowment Fund) для восполнения потребностей университета с 2019 года.

3. Кадровая автономность частично реализована в университете. Целесообразно доработать и развить следующие механизмы для воплощения цели с 2017 по 2019 гг.:

  • Разработка и процедура набора кадров категории «научный сотрудник» с 2017 года;
  • Разработка и процедура набора административного персонала с 2017 года;
  • Разработка процедур по продвижению в должности сотрудников с 2017 года.

4. Организационная автономность:

  • Способность создания юридического лица для управления целевым капиталом с 2018 года.

Achievable results:

  1. Открытость и прозрачность отбора студентов на всех уровнях образования;
  2. Набор лучших выпускников школ на основе конкурентной процедуры отбора;
  3. Соответствие международным стандартам образования;
  4. Независимость от количества государственных образовательных грантов;
  5. Создание собственной научно-исследовательской модели развития;
  6. Прозрачный и наиболее конкурентный отбор сотрудников для научной и образовательной целей университета;
  7. Открытость и прозрачность оценки сотрудников;
  8. Возможность создания собственных юридических лиц, аффилированных с корпоративным сектором;
  9. Возможность создания юридического лица – фонда управления целевым капиталом;
  10. Возможность оптимизации академических структур по принципу экономической и стратегической рациональности.

 

5. Образование

 

Исследовательский университет ведет подготовку кадров по двум направлениям:

 

  1. Industrial Sector (профессионально-корпоративный сектор - подготовка специалистов высокого уровня, сертификация и присвоение профессиональных квалификаций)
  2. Research Sector (взращивание научных кадров – бакалавриат - магистратура – докторантура - postdoc; Траектория молодого ученого (Young Researchers’ Track)

Сравнительный анализ структур академических подразделений НАО «КазНИТУ имени К.И. Сатпаева» и международных университетов (Стэндфордский университет, Массачусетский технологический институт, Колорадская горная школа, Техасский университет города Остин), а также рекомендации международных аккредитации агентств (ABET, IMAREST) показал, что текущая структура рассчитана на подготовку более узконаправленных специалистов. Согласно мировому опыту, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, выпускник должен иметь многогранные знания и навыки по специальности. Следовательно, в целях улучшения качества подготовки выпускников, предлагается следующее усовершенствование структуры кафедр и институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SCHOOL OF EARTH SCIENCES AND ENGINEERING

 

ТЕКУЩИЕ КАФЕДРЫ                         NEW DEPARTMENTS             СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

 

Геофизики

Department of Geophysics

Геофизические методы поисков и разведки МПИ (MSc)

Гидрогеологии, инженерной геологии + Геологии нефти и газа + ГСП и разведки месторождения полезных ископаемых

Department of Geology and Geological Engineering

Геология и разведка месторождений полезных ископаемых (BSc, MSc, PhD)

Технологии и техники бурения скважин + Разработки и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Department of Petroleum Engineering

Нефтегазовое дело (BSc, MSc, PhD)

Маркшейдерского дела и геодезии + Горное дело

Department of Mining Engineering

Горное дело (BSc, MSc, PhD), Геодезия и картография (BSc), Обогащение полезных ископаемых (BSc, MSc)

 

 

 
  1.  
 

SCHOOL OF ENGINEERING

 

 

Прикладная химия + Химической технологии

Department of Chemical Engineering

Биотехнология (BSc, MSc), Химическая технология неорганических веществ (BSc, MSc), Химическая технология органических веществ (BSc, MSc, PhD), Нефтехимия (MSc, PhD)

Безопасность жизнедеятельности + Инженерные системы и сети + Архитектура и дизайн + Промышленной экологии и биотехнологии+ Строительство и строительные материалы

Department of Civil, Architectural and Environmental Engineering

Архитектура (BSc, MSc), Дизайн (BSc), Строительство (BSc, MSc), Инженерные системы и сети (BSc), Водные ресурсы и водопользование (BSc, MSc), Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды (BSc), Экология (PhD)

Металлургические процессы, теплотехники и технологии специальных материалов + Металлургия и обогащение полезных ископаемых + Станкостроения, материаловедение и технологии машиностроительного производства

Department of Material Sciences

Металлургия (BSc, MSc, PhD), Материаловедение и технология новых материалов (BSc, PhD)

Стандартизация, сертификация и технология машиностроения + Машины и технологии полиграфического производства + Подъемно-транспортных машин и гидравлики + Прикладная механика и инженерная графика + Технологические машины и оборудования + Транспортировка и хранение нефти и газа

Department of Mechanical Engineering

Машиностроение (BSc, MSc), Технологические машины и оборудование (по отраслям) (BSc, MSc)

ТЕКУЩИЕ КАФЕДРЫ                          NEW DEPARTMENTS              СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

 

 

SCHOOL OF APPLIED AND COMPUTATIONAL SCIENCES

 

 

Общей и теоретической физики, Эксплуатация космических средств

Department of Applied Physics

Электроэнергетика – ВИЭ (BSc, MSc, PhD), Техническая физика (BSc, MSc, PhD), Наноматериалы и нанотехнологии (по областям применения) (PhD)

Компьютерная и программная инженерия + Информационная безопасность +Информационные технологии + Автоматизация и управление + Электротехники, электроники и телекоммуникации + Робототехника и технические средства автоматики + Электроэнергетика и автоматизация технологических комплексов 

Department of Electrical Engineering and Computer Science

Автоматизация и управление (BSc, MSc), Информационные системы (BSc, PhD), Вычислительная техника и программное обеспечение (BSc), Системы информационной безопасности (BSc), Приборостроение – Робототехника (BSc, MSc, PhD), Радиотехника, электроника и телекоммуникация (BSc, MSc)

 

ТЕКУЩИЕ КАФЕДРЫ                          NEW DEPARTMENTS                 СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PROJECT MANAGEMENT CENTER

 

ТЕКУЩИЕ КАФЕДРЫ                                 СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Менеджмента + Экономики и финансов

Управление проектами (MSc, PhD)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SCHOOL OF GENERAL EDUCATION

 

ТЕКУЩИЕ КАФЕДРЫ                             NEW DEPARTMENTS

 

Физической культуры

Department of Physical Education

Общественных дисциплин

Department of Humanities

Английского языка + Казахского и русского языков

Department of Languages

Математики

Department of Applied Mathematics

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструментарии:

  • Виртуальная среда обучения (University’s Virtual Environment) – (обучение, представленное в физическом и виртуальномпространстве, – лекции, семинары, тьюториалы – офис-часы, самостоятельная работа)  - к началу 2017 - 2018 уч.г.;
  • Перевод в цифровой формат академических и неакадемических процессов (Digitalization of academic and non-academic processes) - к началу 2017 - 2018 уч.г.;
  • Полиязычие – обучениенатрехязыках. Наибольший упор придается английскому языку (диагностирующий тест и сертификация, носители языка, пороговый вступительный уровень – A2 (CEFR) – к 2018 - 2019 уч.г., B1 (CEFR) – к 2021 - 2022 уч.г.
  • Электронный формат обучения (общеобразовательные дисциплины, базовые дисциплины и введение в специальность) - 20 дисциплин как мультимедийный продукт к 2018 - 2019 уч.г.
  • Дистанционное образование (Distance Learning) - к 2018 - 2019 уч.г.;
  • Повышение уровня технической грамотности - к 2017 - 2018 уч.г.;
  • Малокомплектные учебные группы (Small-size classes - 20 студентов в группе и 10 - в подгруппе) - к 2019 - 2020 уч.г.;
  • Междисциплинарные связи (Cross-curriculum expansion) - к 2017 - 2018 уч.г.;
  • Расширение международного опыта студентов и входящей мобильности (international competitiveness) - Летние школы, академ.мобильность, стажировки - к 2018 - 2019 уч.г.;
  • Двудипломные программы и совместные дипломы (The dual degree programs и double degree) в рамках программы интернационализации – с ведущими вузами зарубежья - к 2018 - 2019 уч.г.;
  • Траектория молодого ученого (Young Researchers' Track – После первого семестра второго курса (на основе GPA, знания английского, мотивационного письма (motivation letter), собеседования)  для топ 5-10% студентов выстраивается траектория молодого ученого-исследователя: исследовательские кредиты (research credits) + участие в научных проектах + доступ в лаборатории + формирование собственной темы исследования + дисциплины уровня магистратуры → обучение на магистратуре экстерном (1 год) → обучение в докторантуре → карьерный план молодого ученого - к 2018 - 2019 уч.г.;
  • Институт базового образования (General Education) является обязательным для всех обучающихся первого курса бакалавриата. Включает в себя изучение академических дисциплин, языковую подготовку и развитие необходимых в учебе навыков, а также введение в специальности, тем самым помогает студентам определиться с выбором специальности. Специальность определяется при переходе на 2 курс. Для выпускников квалификации Международного Бакалавриата (International Baccalaureate) в соответствии со стандартами качества образования Университета предусматривается зачисление абитуриента на второй курс бакалавриата - к 2018 - 2019 уч.г.;
  • Сочетание Major & Minor – освоение дополнительных 7 - 10 дисциплин. Minor может определяться личными или профессиональными интересами, не имеющими прямого отношения к специальности. Кроме того, с помощью Minor можно добавить определенную специализацию к своей основной профессии. Minor может стать необходимым элементом выбранной карьеры - к 2018 - 2019 уч.г.;
  • Master of Science & Master of Engineering, разделение в соответствии с траекторией, введение Pre-Master courses для смежных специальностей, условия поступления для ME - for international students - GRE (General) or – for local - TEST (Math, English and Physics or Chemistry) + interview, для MSc – Research Project (personal or video presentation) + interview + TEST (for outside applicants) - к 2018 - 2019 уч.г.;
  • PhD, условия поступления: - for international students - GRE (Subject) + Research Project (personal or video presentation) + interview + TEST (for outside applicants).

Ежегодно лучших 30 PhD кандидатов отправлять на обучение зарубеж (также двухэтапная программа докторантуры Split PhD в рамках «Болашак»). Организовать постоянную комиссию (Expert Committee) для отбора кандидатов на обучение в зарубежных вузах. Кандидаты рассматриваются среди перспективных научных сотрудников (MSc, PhD) и магистрантов как внутри университета, так и внешне. Подготовку к поступлению в зарубежный вуз проводит группа привлеченных/отобранных специалистов по программам GRE/GMAT в течение 1 года (Prep for PhD) - к 2018 - 2019 уч.г.

  • Postdoc - организовать собственные/совместные программы с АО «Центр международных программ «Болашак» по подготовке высококвалифицированных научных кадров для проведения исследований по приоритетным направлениям в зарубежных лабораториях/институтах/университетах - к началу 2021 - 2022 уч.г.

 

6. Наука и исследовательская деятельность

 

Исследования в Университете проводятся по основным и приоритетным направлениям науки и техники, которые входят в 6 нижеперечисленных кластеров.

Material science кластер:

  • Наноматериалы и нанотехнологии;
  • Chemical engineering (нефтепромысловая химия, нефтегазохимия);
  • Материаловедение (программируемые свойства материалов);
  • Металлургия.

IT кластер:

  • Big data & Machine Learning;
  • Искусственный разум, нейроинтерфейсы и семантические системы;
  • Smart-systems;
  • 3D printing;
  • Робототехника.

Energy кластер:

  • Возобновляемые источники энергии и ресурсов:
    • Солнечные батареи;
    • Водородная энергетика;
    • Ветровые генераторы;
    • Солнечные коллекторы.
  • Когенерация;
  • Высокоемкостные накопители для «умных сетей».

Biotechnology кластер:

  • Biomaterials;
  • Biomedicine (drug delivery systems).

Earth science кластер:

  • Водные ресурсы;
  • Геоэкология;
  • Геология;
  • Экология.

Extraction кластер:

  • Урановая промышленность;
  • Добыча и обогащение;
  • Нефтегазовое дело.

Исследовательская инфраструктура:

  • Создание научно-исследовательского центра, с концентрацией уникальной диагностической и аналитической техники (необходим закуп дополнительного оборудования), который позволит проводить исследования по таким приоритетным направлениям, как nanotechnology, renewable energy, material science, biomedicine и конвергентные технологии;
  • Создание зеркальных лабораторий (mirror-labs) по приоритетным направлениям;
  • Пространственное сближение исследовательских лабораторий с образовательными аудиториями;
  • Создание FabLab (востребованная производственная линия);
  • Создание Бизнес-инкубатора, стартап площадок и наполнение проектами;
  • Создание центра исследований с McKinsey/TechGarden;
  • Создание ремонтно-механического цеха, цеха Цифрового машиностроения;
  • Создание линии производства электромобилей Quazar.

Связь науки с образованием:

  • Увеличение уровня вовлеченности ППС в исследовательскую деятельность;
  • Ввод элективных research credits для бакалавров;
  • Young Researchers’ Track;
  • Увеличение научной составляющей в процессе преподавания.

Коммерциализация науки:

  • Новый бизнес:
  • Внутри исследовательской организации;
  • Spin-off и start-up компании;
  • Совместное предприятие;
  • Продажа лицензий:
  • В Казахстане;
  • За рубеж;
  • Коммерческие услуги:
  • Исследования по контракту, проектирование;
  • Техническая экспертиза;
  • Обучение, тренинги;
  • Проведение анализов, испытаний, сертификация.

Achievable results:

  1. Развитие приоритетных исследовательских направлений приведет как к повышению стратегического развития страны, так и к повышению рейтинга Университета.
  2. Увеличение количества цитируемых публикаций.
  3. Коммерциализация основных направлений науки приведет к привлечению финансирования.
  4. Создание сервис-ориентированного проектирования и производства (Industry 4.0) через усиленную интеграцию «киберфизических систем» (Internet of Things) и производственных линий.

 

7. Бренд маркетинг

 

Создан бренд.

Осведомленность и вовлеченность заинтересованных лиц.

Стратегическая цель – уменьшение количества обучающихся до качественного уровня – 5000 - 6000 человек к 2021 году, с показателями набора в соотношении: бакалавриат –               60 %, магистратура и докторантура – 40 %.

Best students. Best people. Best innovative educational programs. Best research.

 

Определение территориального сегмента.

1-ый этап – Казахстан.

  • Выпуск школьников 2017 года составляет – 138 598 человека (данные: Департамент дошкольного и среднего образования, МОН РК).
  • План набора бакалавра – от общего числа выпускников, достаточен – 1 %.
  • Магистратура/докторантура.
  • Профессиональный рекрутинг в корпоративном секторе.
  • Хантинг в технических вузах Казахстана.
  • Основной клиент – Западный и Южный Казахстан.
  • Предполагаемый рост – охват всего Казахстана.

2-ой этап – выход на рынок СНГ в 2018 - 2020 гг.

3-ой этап – выход на международный рынок в 2021 г.

 

Целевая аудитория и клиентоориентированность.

  • Назарбаев интеллектуальная школа – 18 школ;
  • Казахско-турецкий лицей – 27 лицеев;
  • РНПЦ «Дарын» - 38 спец. школ-интернат для одаренных детей;
  • РСФМШИ им. Жаутыкова г. Алматы;
  • Гимназии и лицеи – остальные;
  • 71 ВУЗ по аналогичным специальностям;
  • Корпоративный сектор.

Профориентационная работа.

  • Презентация в регионах with integration more of active and talented students;
  • Сбор базы данных для рассылки информации (direct marketing) о проведении мероприятий: ДОД, открытых лекций, семинаров, guest-lectures, master-classes, конкурсов и олимпиад.

Рекламная продукция и PR-компания.

  • Медиаплан (СМИ), направленный на последние тренды в науке и высшем образовании (Experts interview of innovation tracks, certificates);
  • Participation in EXPO-2017 (innovations applied in science);
  • Промо-акции в каналах продвижения: advertising online, offline, контекстная реклама, SMM.

 

Achievable results:

  1. Качественный приток обучающихся.
  2. Привлечение лучших преподавателей мира уровнем подготовленности контингента обучающихся.
  3. Бренд как нематериальный актив.

 

8. Инфраструктура и ресурсы

 

Вышеперечисленные направления развития КазНИТУ могут быть реализованы только в том случае, если Университет будет иметь стабильный финансовый доход и эффективное управление инфраструктурой.

Финансовая модель Университета

Для эффективной организации работы структурных подразделений (далее – субъекты) НАО «КазНИТУ имени К.И. Сатпаева» необходимо:

1. Внедрение модели Responsibility Center Management (RCM). Модель RCM оптимизирует нерентабельные специальности, развивает образовательное и научно-исследовательское предпринимательство и определяет ответственность каждого участника процесса.

Согласно основным характеристикам модели RCM (Hanover Research, 2011), субъекты:

  • генерируют доход (не считая кост-центров), распределяющийся между Университетом и субъектами;
  • являются ответственными за распределение собственной доли дохода;
  • имеют возможность перевода остатков средств на следующий год.

Для внедрения модели RCM с 2018 г. формируется Steering Committee (Ректорат, Департамент финансов и учета) совместно с субъектами по согласованию составляющих модели, позволяющий:

  • определить кост-центры;
  • увеличить краткосрочные источники доходов от:
    • образовательных программ (бакалавр, магистратура, докторантура);
    • государственных и корпоративных заказов на НИОКР, консалтинг, экспертизу и т.д.;
    • фандрайзинга (Alumni, компании и т.д.);
    • корпоративных тренингов, семинаров, программ обучения;
  • сформировать долгосрочные источники доходов:
  • интеллектуальная собственность (патент, марка);
  • эндаумент фонд (Alumni, компании и т.д.);
  • оценить готовность технологий, бизнес-процессов и компетенции работников и подготовить их к внедрению.

 

  1. Формирование фонда оплаты труда для сотрудников научно-исследовательских подразделений университета за счет финансовых средств грантовых/программно-целевых и иных схем финансирования для выполнения научно-исследовательских работ (НИР) и услуг. Разработка механизмов долгосрочного финансирования перспективных научно-исследовательских направлений.

 

Инфраструктура университета

  • Дальнейшие работы по ремонту и реконструкции;
  • Разработка Генерального плана развития кампуса (привлечение компетенций Института Архитектуры и дизайна, ИнИИТ), который должен эффективно определить пространственно-функциональные части кампуса и руководствоваться:
  • Созданием новых видов образовательных и научных пространств. Например, цифровая лаборатория, компьютерный бар, open space.
  • Многофункциональностью пространства. Создание комфортного помещения (для обучения, коллективной и индивидуальной работы). Применение гибридной конструкции, которые легко трансформируются.
  • Отказом от многохромного окружения. Многообразие цветов и форм в интерьере.
  • Организацией пространства с учетом людей с ограниченными возможностями.

 

9. Стратегические инициативы и партнерство

            Международное и корпоративное сотрудничество для исследовательского университета стало адекватной формой интеграции образования и науки с реальным производством. Во многом именно корпоративное сотрудничество позволяет исследовательскому университету превратиться в мощный образовательный, исследовательский и научно-производственный холдинг, тесно связанный с бизнесом, индустрией и системами управления. 

 

На международном уровне:

Университет на международном уровне будет сотрудничать с зарубежными престижными университетами, и каждый институт должен определить стратегических ВУЗов-партнеров.

Механизмом успешности реализации партнерства со стратегическими партнерами будут служить следующие критерии:

По образованию:

  • Экспертиза и усовершенствование образовательных программ согласно международным стандартам;
  • Приглашение зарубежных ученых;
  • Стажировка ППС в университетах-партнерах;
  • Академическая мобильность студентов.

 

По науке и исследованиям:

  • Создание и проведение совместных проектов;
  • Создание зеркальных лабораторий (mirror-labs);
  • Совместные публикации;
  • Совместное использование интеллектуальной собственности (Intellectual Property).

 

Университет будет тесно сотрудничать с корпоративным сектором. Большинство крупных компаний Республики Казахстан, такие как АО НК «КазМунайГаз», АО «НАК «КазАтомПром», Корпорация КазахМыс и другие, нуждаются в высококвалифицированных специалистах международных квалификаций для развития своих бизнесов.

Университет будет выступать как «Корпоративный Университет» для дочерних зависимых организаций научно-исследовательского и образовательного холдинга НАО «КазНИТУ имени К.И. Сатпаева», а также для участников внешних секторов экономики. Кроме того, Университет ведет активную политику подготовки собственных компетенций, в том числе сертифицированных тренеров, кадрового резерва и уникальных специалистов.

 

На корпоративном уровне:

  • Образовательные программы
  • Дипломированные;
  • Сертифицированные;
  • Комбинированные.
  • НИОКР
  •  Консалтинг (оценка, бизнес-планирование);
  •  Прикладные НИР;
  • Сервис (научно-техническое сопровождение, экспертиза, патентные исследования и т.д.);
  • Научно-исследовательское предпринимательство (Spin-off и Start-up);
  • Сервис-ориентированное проектирование и производство (Industry 4.0).
  • IT
  • Big Data & Internet of Things;
  • ERP-системы;
  • Компьютерная и инженерная графика;
  • 3D printing;
  • Симуляторы (обучающие и игровые) виртуальной реальности;
  • Робототехника и искусственный интеллект.

 

Корпоративный сектор постепенно принимает стратегию открытых инноваций для обеспечения лучшего доступа и интеграции внешних источников знаний, что приводит к более сильной заинтересованности в сотрудничестве с университетами.        

           

Achievable results:

            Усиление прогнозируемых способностей Университета в профессиональном развитии кадров, услугах и консалтинге для корпоративного сектора, в международном позиционировании Университета как исследовательского посредствам публикаций, совместных НИОКР, коммерциализации IP и выдающихся ученых.

 

10. Рейтинг университета

 

Для качественного определения уровня образования и науки в НАО «КазНИТУ имени К.И.Сатпаева», предлагается использовать систему оценки, основанной на международных рейтингах. В этом плане мы ставим следующие цели на 2016 - 2025 гг.:

 

Вхождение в топ-3 лучших технических университетов в СНГ к 2025 году

  • Привлечение зарубежных профессоров для улучшения международного состава ППС;
  • 100 % трудоустройства выпускников на предприятиях Казахстана и зарубежья;
  • Лидерство по подготовке технических специалистов по международным стандартам.

 

Лучший исследовательский и инновационный университет в СНГ

  • Высокая цитируемость ученых университета;
  • Высокие доходы от научно-исследовательской деятельности;
  • Улучшение международной репутации вузов с условием участия в международных исследовательских проектах;
  • Совместные научно-исследовательские проекты с индустриальным и корпоративным секторами.

 

Повышение международного рейтинга университета

 

Одним из признанных мировых рейтингов университетов, куда КазНИТУ мог бы войти, является рейтинг Times Higher Education.  В этом рейтинге используется 13 индикаторов эффективности с целью обеспечения наиболее полного и сбалансированного сравнения, которому доверяют студенты, ученые, руководители университетов, промышленности и правительства.

Индикаторы эффективности сгруппированы по пяти направлениям:

1.

Преподавание (среда обучения)

30 %

2.

Исследования (объем, доход и репутация)

30 %

3.

Цитирования (влияние исследований)

30 %

4.

Международное взаимодействие (сотрудники, студенты и исследования)

7,5 %

5.

Доход от производственной деятельности (передача знаний)

2,5 %

 

При этом хотелось бы отметить, что университеты исключаются из рейтинга мировых университетов, если они не обучают студентов или если результат их исследований составляет менее 1000 статей за период с 2011 по 2015 год (150 статей в год) (для 2016 года). Университеты могут быть исключены, если 80 % и более их публикаций (активностей) приходится только на одну из восьми предметных областей. Нет ни одного казахстанского университета, который входит в данный рейтинг, среди стран СНГ, присутствует РФ, Украина.

            В этой связи, к 2025 году НАО «КазНИТУ им. К.И. Сатпаева» должен будет войти в рейтинг ТОП-300 университетов мира за счет развитой научной базы и востребованности ученых.

 

Achievable results:

Развитие университета и повышение качества образования и науки согласно тенденциям мирового развития и международным рейтингам позволит достичь следующих результатов:

  1. Общемировое признание как образовательного и исследовательского университета.
  2. Высокое доверие государственных и частных компаний для проведения исследований в стенах университета.
  3. Привлечение талантливых и прогрессивных абитуриентов, ППС и сотрудников со всего мира.
  4. Создание комфортных условий для обучающихся и исследователей.
  5. Получение доходов от индустриальных проектов.

 

 

 

 

11. Корпоративное управление

 

С целью определения показателей деятельности Университета предлагается внедрить рейтинг корпоративного управления (corporate governance rate) как неотъемлемой части стратегического управления.

 

Инструментарии:

  • Внедрение критериев/индикаторов качества и эффективности корпоративного управления (качественные критерии наряду с количественными показателями);
  • Оценка нефинансовых рисков, влияющих на стоимость Университета;
  • Анализ риск-менеджмента и стратегического процесса;
  • Проведение диагностики корпоративного управления, определение и реализация плана мероприятий по его улучшению;
  • Осуществление регулярного мониторинга показателей уровня корпоративного управления.

 

Achievable results:

Помощь в принятии инвестиционных решений и предоставление достоверной информации об уровне корпоративного управления в Университете. Отход от механистического подхода, ориентированного на формальные компоненты (количественные и структурные) к комплексному подходу, охватывающему совокупность показателей оценки.

 

Human Resources

Главная цель стратегии Управления человеческими ресурсами (УЧР) – обеспечить университет квалифицированными кадрами, что позволит достичь основных бизнес задач университета.

Два направления стратегии: 1) подбор и наем новых сотрудников извне; 2) обучение и развитие сотрудников университета.

Инструментарии:

Планирование ЧР

Краткосрочный и долгосрочный прогноз на спрос ППС. Анализ предложения ППС на казахстанском и зарубежном рынке труда. Разработка программ по привлечению квалифицированных ППС. Разработка программ по подготовке кадрового резерва. Анализ и разработка новых должностных инструкций.

Рекрутинг и отбор персонала

Использование внутреннего резерва. Рекрутинг известных ученых из вузов РК и зарубежных вузов. Рекрутинг выпускников ведущих вузов РК и зарубежных вузов. Хэдхантинг. Разработка эффективной системы отбора, которая позволит отсеивать неквалифицированных кандидатов на ранней стадии процесса отбора. Аутсорсинг.

Обучение и развитие ЧР

Разработка системы оценки потребности в обучении. Создание центра профессионального развития персонала. Оценка эффективности тренинговых программ. Ежегодный анализ влияния тренинговых программ на производительность персонала.

Оценка деятельности персонала

Разработка эффективной системы оценки деятельности персонала на основе МВО и KPI. Регулярный мониторинг деятельности персонала. Внедрение системы Feedback в управление. 

Мотивация персонала

Выявление уровня мотивации работников. Разработка индивидуальных мотивационных карт персонала. Разработка системы компенсации: гибкая система вознаграждения за результаты деятельности, выявленных во время оценки (результаты KPI). Программы обучения и развития ЧР, разработанные на основе анализа потребностей в обучении.

Корпоративная культура

Разработка нового этического кодекса университета. Повышение корпоративной культуры, внутренних коммуникаций. Разработка и внедрение высоких стандартов коммуникации, как между индивидуумами, так и между подразделениями. Dresscode.

 

Achievable results:

Разработка и внедрение основных политик ЧР позволит:

  1. Привлечь и далее мотивировать высококвалифицированные кадры, как из внутреннего, так и внешнего рынка труда.
  2. Сократить время на поиск и отбор кандидатов.
  3. Выявить внутренние мотиваторы сотрудников университета.
  4. Повысить лояльность сотрудников.
  5. Выявлять потребность в обучении и развитии на индивидуальном уровне.
  6. Определять эффективность деятельности индивидуального работника.
  7. Своевременно обеспечивать университет необходимыми кадрами.
  8. Оценивать эффективность инвестиций в обучение персонала.
  9. Создать кадровый резерв университета.
  10. Определить новые задачи и обязанности на каждой позиции.
  11. Разработать новые должностные инструкции.
  12. Создать гибкую систему компенсации.
  13. Повысить корпоративную культуру.

 

Все вышеперечисленные результаты, в свою очередь, будут способствовать достижению целей и задач университета в научно-исследовательской деятельности.

 

Quality Management System

  • Определение и построение индивидуальных бизнес-процессов;
  • Периодическая оценка эффективности бизнес-процессов;
  • Оценка рисков;
  • Рекомендации по улучшению.

 

Инструментарии:

  • Открытие Quality Assurance Office;
  • Управленческий пакет (Effective management);
  • Определение аккредитационного агентства.

 

Achievable results:

Минимизация производственных и операционных ошибок, бюрократии, дополнительный инструмент формирования каждого KPI.

 

Заключение

Высокий уровень глобализации мирового сообщества и быстро растущий темп экономик стран требуют скорейшего перестроения модели развития нашей страны, что в свою очередь, требует развития конкурентоспособного университета. Необходимо отметить, что именно университеты являются тем ключевым составляющим экономики для обеспечения высокоразвитых продуктов посредством выполнения передовых исследований и подготовки интеллектуальной элиты посредством предоставления высококлассного образования.

            Следовательно, как было отмечено в миссии университета, НАО «КазНИТУ имени К.И.Сатпаева» будет развивать научно-исследовательский потенциал по шести направлениям, такие как материаловедение, добывающая индустрия, информационные технологии, энергетический сектор, наука о Земле и биотехнологии, и совершенствовать образовательные программы по международным стандартам, в эпицентре которых будут находиться лучшие обучающиеся и лучшие ППС со всего мира. Мы твердо убеждены, что развитие экономики государства достигается только путем развития науки и образования.

            НАО «Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И.Сатпаева» на протяжении многих лет являлся флагманом именно технического образования в этой стране, что одно недостаточно в наше время. Для конкурентной борьбы с развитыми странами, основной стратегией университета будет являться развитие науки и развитие талантливых ученых. Принимая во внимание национальный статус и полностью осознавая всю ответственность перед страной, КазНИТУ будет повышать свою репутацию в мире, улучшать свои образовательные программы согласно мировым стандартам, тесно сотрудничать с индустриальным и корпоративным сектором, привлекать выдающихся ученых, не зависеть от внутренней конъюнктуры развития, а ориентироваться на лучшие зарубежные практики и тенденции, и растить талантливую молодежь. Выше упомянутая дорожная карта отражает план университета по достижению поставленным целям. Мы осознаем, что этот путь тернист, но также уверены, что совместными силами и четко выставленной стратегией, достижение этих целей выполнимо к 2025 году.

Наверх